«ПЛАСТИК ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ ИЗ САМЫХ ОПТИМАЛЬНЫХ УПАКОВОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
В ЭКОНОМИКЕ ЗАМКНУТОГО ЦИКЛА»
— На каком этапе находится воплощение планов компании?

— Ежегодно Unilever по всему миру закупает около 610 тыс. тонн пластика для упаковки своих товаров. Из этого объема на Россию приходится около 3%. Пластик — один из самых оптимальных упаковочных материалов и с экономической, и с технологической, и с потребительской точек зрения — в условиях экономики замкнутого цикла. Однако сейчас пластик после использования чаще всего оказывается в окружающей среде. Он может оставаться там до момента полного разложения около 500 лет, поскольку раздельный сбор отходов и технологии переработки вторичных ресурсов во многих странах мира, включая Россию, находятся на начальной стадии развития.

Поэтому первым нашим шагом стала адаптация глобальной стратегии компании к местным рынкам. Принятые штаб-квартирой цели обязательны для всех стран, где работает Unilever. Это означает, что перевыполнить цели в одной стране и не предпринять никаких действий в другой недопустимо.

Мы выделили три ключевых направления — «меньше пластика», «перерабатываемый и переработанный пластик» и «отказ от пластика» (less plastic, better plastic, no plastic). Они легли в основу будущих инноваций Unilever.

В нашей бизнес-практике мы различаем два понятия — перерабатываемость упаковки и ее пригодность к переработке. Первое подразумевает наличие одновременно двух параметров — упаковка сделана из материала, который может быть переработан в полезное вторсырье, и наличие в конкретной стране технологий переработки. Пригодность к переработке подразумевает наличие только первого параметра и наличие второго где бы то ни было в мире. Применительно к России, где уровень переработки отходов по официальным оценкам составляет от 7 до 12%, мы пока можем говорить лишь о пригодности к переработке.

— Какие первые технологии были опробованы?

— В 2017 году, когда мы определили свои цели, пластиковая упаковка товаров Unilever уже большей частью состояла из материалов, которые могли быть переработаны. Отдельным вызовом для нас стали многослойная упаковка дой-пак, используемая для пищевой продукции, и сашеты — небольшие конвертики из пластика и алюминия для порционных продуктов.

Важным шагом стало сотрудничество со стратегическими партнерами, благодаря которым мы сумеем оперативнее продвинуться к поставленным целям. Например, в мае 2017 года, уже спустя несколько месяцев после объявления своих стратегических целей, Unilever представил миру технологию CreaSolv Process, разработанную совместно с институтом технологий и упаковки Fraunhofer IVV в Германии и основанную на инновации, используемой для переработки телевизоров. При помощи CreaSolv Process во время обработки пластик извлекают из сашетов, а затем используют его, создавая новые сашеты для продуктов Unilever. Технология была протестирована на производстве в Индонезии.

— На какой стадии сейчас находится эта инициатива?

— Вес упаковки продукции Unilever в 2018 году по сравнению с 2010 годом снизился на 18%. Мы использовали технологии более тонкого полиэтиленового слоя с более прочным полимером и продуманным дизайном в гибкой упаковке наших марок бытовой химии, что помогло сократить использование пластика на 1400 тонн. Такие инновации, как вспененный пластиковый слой в середине стенок пластиковых бутылок с использованием технологии MuCell ™, которую мы разработали в сотрудничестве с MuCell и Alpla в 2014 году, позволили сократить использование пластика на 15% в пересчете на одну бутылку.

В 2018 году в Бразилии мы выпустили в трехлитровой бутылке концентрированный в шесть раз стиральный порошок Omo, который можно разбавлять в домашних условиях. Это уменьшило объем используемого пластика на 75%. В Китае, как и в большинстве стран, картонные коробки с мороженым ламинируются, чтобы упаковка могла выдержать температуру морозильной камеры. Это означает, что коробки имеют низкий уровень переработки. Поэтому мы наладили сотрудничество с поставщиком чернил и картонной упаковки для разработки матового УФ-лака для замены пленки. Это поможет сократить упаковочные отходы в Китае примерно на 300 тонн в год. В Израиле мы отказались от алюминиевой обертки некоторых видов мороженого Crembo (в упаковках по восемь штук). Кроме того, мы оптимизировали остальную упаковку.

— Переработанный пластик уже используется при производстве упаковки?


— Из общего объема, который мы используем, — 610 тыс. тонн — около 4 845 тонн — это переработанный пластик. В 2018 году мы использовали его в упаковке наших продуктов. Например, косметическая марка REN Clean Skincare выпускается в 100% переработанных ПЭТ-бутылках. Работая с американской компанией по переработке TerraCycle, мы создали флаконы из 80% переработанных пластиковых бутылок и 20% переработанного океанического пластика.

В 2018 году мы также запустили упаковку из 100% переработанного пластика для наших бутылок для мытья посуды Sunlight в Южной Африке, Вьетнаме и Таиланде, Comfort Intense — в Великобритании и Cif Naturals — во Франции. По данным Австралийского общества охраны морской среды, Тихий океан содержит больше пластика, чем планктона. Вот почему в 2018 году в Австралии и Новой Зеландии мы выпустили стиральный порошок Omo EcoActive во флаконах, изготовленных на 25% из переработанного ПЭТ. Только эта мера позволит ежегодно не допускать попадания в окружающую среду эквивалента 7 млн тонн пластиковых пакетов. Во всех странах, где выпускается наш бренд Love Beauty & Planet, для упаковки его продукции используется только переработанный пластик.

В январе 2019 года мы объявили о партнерстве с Loop, компанией-пионером в области безотходных покупок, — продукты отправляются непосредственно потребителям, а затем упаковка от них возвращается и заполняется снова. Один флакон Loop можно использовать в течение 8 лет. Некоторые наши бренды разработали новые многоразовые емкости для дезодорантов (Rexona) и таблетки зубной пасты (Signal).

— Как трансформируется производство в России?

— Сегодня Unilever располагает самым большим в России портфелем косметической продукции в упаковке из 100% переработанного пластика: 26 наименований под торговыми марками «Лесной бальзам», «Чистая линия», Close Up и Love Beauty & Planet. В планах на 2020 год — расширение ассортимента в упаковке из переработанного пластика. Упаковка производится в России из вторичного полимерного сырья, поставляемого стратегическим партнером Unilever — заводом по переработке пластмасс «Пларус» (г. Солнечногорск), она пригодна даже для фасовки пищевой продукции. Совместно с группой компаний «Экотехнологии» установлено 14 брендированных автоматов для приема использованной пластиковой тары у населения в магазинах «Перекресток» и «Карусель» (X5 Retail Group) в Москве, в супермаркетах «Магнит» в Краснодаре и Туле.

— Какие инвестиции запланированы на реализацию этой программы?

— По примерным оценкам, на внедрение наших амбициозных целей к 2025 году компании может потребоваться около €450 млн. Цели по пластику включены в бизнес-планы компании во всех регионах ее присутствия.


Иллюстратор: Евгений Тонконогий

Unilever постепенно переходит на полностью перерабатываемую пластиковую упаковку.

В 2017 году компания Unilever поставила себе цель сделать к 2025 году свою пластиковую упаковку на 100% перерабатываемой, а также пригодной для вторичного использования или компостирования. Новая упаковка будет на четверть состоять из переработанных материалов. Что действительно удалось сделать за первые два года реализации проекта, в интервью +1 рассказала руководитель отдела по устойчивому развитию бизнеса и корпоративным отношениям Unilever Ирина Антюшина.