«ЭКОКЛЕЙМЫ ВВОДЯТ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ЗАБЛУЖДЕНИЕ»
Руководитель отдела технического регулирования Unilever Евгений Смирнов — о псевдоэкологических маркировках на рынке ритейлеров

Экологическая сертификация продукции в России остается делом добровольным, но товаров с так называемыми экоклеймами (подобие экомаркировок, но не подкрепленное международными стандартами экологических сертификаций – прим. +1) становится все больше. Насколько охотно экологизируется бизнес в России? Действительно ли все «промаркированные» товары экологичные? Об этом рассказывает Евгений Смирнов из компании Unilever.

Сегодня товары с экоклеймами потребители скупают охотнее — это видно из маркетинговых исследований, поэтому ярлыки об экологичности товаров популярны среди производителей. Согласно исследованию Nielsen, для 20% потребителей в России наличие экоклеймов на упаковке может повлиять на выбор косметического средства, причем почти 80% из них выберут средство с таким клеймом, даже если оно будет стоить дороже. Но дело в том, что обязательные требования для подтверждения экоклеймов в России отсутствуют. Изготовители вкладывают разный смысл в заявления об экологичности товаров на упаковках и используют для них самые разные подтверждения.

Органов по добровольной экосертификации великое множество, некоторые компании сертифицируют товар на соответствие внутренним стандартам, которые сами же и разработали.

Если сертификат соответствует стандартам серии ГОСТ Р ИСО 14021-14025, то это более ценный документ, у которого есть практическая значимость. Сертификат дает документальное подтверждение третьей стороны об экологических аспектах продукции, что является обоснованием куда существеннее, чем экоклейм, особенно в случае возникновения вопросов у потребителя. В каждой стране есть свои внутренние аспекты экосертификации, но если мы говорим об общепринятых принципах, то раз уж добровольная сертификация проводится на соответствие стандартам ГОСТ Р ИСО 14021-14025, она не должна иметь существенных отличий от требований Международной организации по стандартизации (ISO – International Organization for Standardization).

Для бизнеса отсутствие законодательного поля об экоклеймах может выглядеть привлекательно, но за неимением правил игры скрываются минусы. Перед изготовителем всегда стоит вопрос о способе подтверждения своего экоклейма, который каждый раз приходится решать самостоятельно и без гарантии, что со сформированным подтверждением согласится контролирующий орган рынка.

К плюсам экоклеймов можно отнести нарастающий спрос потребителя на информацию об экологичности товаров. К минусам – вышеописанные проблемы, связанные с различными подходами к экомаркировке, используемыми на российском рынке. Тем не менее, конкуренты всегда будут вести себя по-разному, и некоторые из них будут совершать ходы, которые ответственные компании, дорожащие своей репутацией, себе позволить не могут.

Я бы рекомендовал потребителю искать на упаковке пояснения — дисклеймеры к заявлениям об экологичности товара. Стоит понимать смысл, который вкладывает изготовитель в указанную информацию. Если дисклеймер отсутствует, это может косвенно свидетельствовать о том, что изготовитель рассчитывает на двусмысленность экоклейма, вводя потребителя в заблуждение.