В России разработан стандарт ответственного бизнеса. Что о нем нужно знать

И как он поможет развитию рынка «зеленой» продукции

Лига зеленых брендов и Роскачество совместно разработали добровольную сертификацию компаний, которая позволяет бизнесу понять, насколько он социально и экологически ответствен, с чем у него хорошо, а в чем еще нужно прибавить. Рассказываем, по каким критериям оцениваются фирмы и какую пользу новый стандарт принесет рынку и потребителям.

Зачем нужен очередной стандарт

Чтобы создать понятные для производителей и потребителей критерии ответственной, или «зеленой» продукции. Это позволит выделить компании, которые в своей работе придерживаются Целей устойчивого развития (ЦУР) — глобальных ориентиров, принятых в 2015 году 193 странами-членами ООН. ЦУР подразумевают стремление государств и отдельных компаний достичь прогресса в области экономического благополучия, социальной справедливости и экологической безопасности.

Новый стандарт, в отличие от других сертификаций, оценивает не только экологические параметры товара или услуги, но и качество корпоративного управления и корпоративной социальной ответственности: вовлеченность сотрудников в миссию и цели компании, прозрачность взаимодействия с потребителями, внедрение новых технологий и другие моменты.

Кто и как разработал стандарт ответственного бизнеса

В 2019 году косметический бренд «Чистая линия», входящий в холдинг Unilever, вместе с консалтинговой компанией «Делойт» СНГ и коммуникационным проектом «Плюс один» создали Лигу зеленых брендов — объединение компаний, стремящихся к устойчивому развитию. Оно совершенно открыто и доступно для любых участников рынка. Задача Лиги зеленых брендов — поддержка прозрачных и ответственных производителей на рынке экологичных товаров, просвещение покупателей и борьба с гринвошингом.

Представители Лиги разработали комплексный подход к оценке бизнесов из различных отраслей. Методология основана на ESG-факторах, но с уклоном в экологию.

 

EGS-факторы — критерии оценки компании по трем направлениям: Environment — влияние на окружающую среду, Social — социальные инвестиции, Governance — корпоративное управление и открытость.

 

Методология состоит из двух этапов. Первый этап — анализ деятельности компаний, претендующих на участие в Лиге, по 20 критериям: девять из них оценивают экологический след, восемь — качество корпоративного управления, три — влияние на социальное развитие. Критерии разработаны с учетом международного руководства по отчетности в области устойчивого развития GRI, а также рейтингов RobecoSAM, Best Global Green Brands, EcoVadis, Green Rankings, которые ранжируют компании на основе соответствия их деятельности ESG-факторам.

Собранные данные позволяют понять, на каком уровне в системе устойчивого развития находится компания. Задача первого этапа — отбор компаний в Лигу зеленых брендов. Чтобы вступить в нее, необходимо соответствовать минимум 12 критериям из 20.

Второй этап — оценка компании экспертным советом Лиги по более широкому спектру ESG-критериев (в зависимости от индустрии — от 25 и более). Этот этап позволяет глубже оценить качество корпоративных практик устойчивого развития.

После прохождения двух этапов организация получает отчет и рекомендации — что в ее работе устойчиво, а что требует приложения дополнительных усилий.

Как стандарт поможет развитию рынка «зеленой» продукции

Бизнес может и должен участвовать в разработке законодательства в области экологичных товаров и услуг. Лига зеленых брендов, объединяя компании из различных отраслей, выступает в качестве такого представительного органа.

Принципы устойчивого развития только начали внедряться в российское законодательство. Пример тому — разработка федерального закона о «зеленой» продукции. Его задача — унифицировать критерии экологичности товаров и создать для них единую маркировку.

Методология Лиги ляжет в основу национального экологического стандарта, появление которого заметно упростит взаимодействие и укрепит доверие между компаниями, государством и потребителями. «Работа, которую проделала Лига зеленых брендов по формированию методики оценки, была представлена членам технического комитета Роскачества. Принято решение о создании отдельного подкомитета, который оформит методику Лиги в виде национального стандарта», — заявила заместитель руководителя Роскачества Елена Саратцева на конференции по экосертификации в декабре 2020 года. Принятие закона должно ускорить развитие в России рынка «зеленой» продукции. Так, власти всех уровней получат стимул к закупке товаров и услуг с улучшенными экологическими характеристиками, а потребители — значок-ориентир на упаковке, гарантирующий ответственное отношение бизнеса к ним, к природе, к сотрудникам и партнерам.

Автор: Евгений Аниськов
Фото: permecology.ru