В Москве обсудили будущий стандарт устойчивости брендов и компаний

Это важный шаг к формированию Национальной зеленой стратегии

В Роскачестве состоялось заседание рабочей группы по обсуждению проекта создания национального стандарта «Устойчивое развитие бренда (компании). Общие положения и критерии оценки». Проект разработан Лигой зеленых брендов совместно с Роскачеством и компанией «Юнилевер». Основой проекта стала методология оценки уровня устойчивого развития брендов и компаний, созданная Лигой зеленых брендов и компанией «Деловые решения и технологии».

В обсуждении приняли участие ведущие отраслевые эксперты и представители крупного бизнеса, среди которых — Елена Феоктистова, управляющий директор по корпоративной ответственности, устойчивому развитию и социальному предпринимательству РСПП, Ирина Коршунова, старший директор по качеству и устойчивому развитию «Вкусно — и точка», Екатерина Волкова, директор по коммуникациям АО «ТетраПак», Елена Горохова, директор движения «ЭКА», Ольга Никишкина, руководитель проектов ГК «ЭкоТехнологии».

Задача стандартизации критериев оценки устойчивости бренда (компании) стоит на российском рынке очень остро. С одной стороны, наблюдается четкий запрос со стороны потребителей. Согласно недавнему исследованию компании Dentsu, уже сегодня 64% потребителей предпочитают покупать бренды тех компаний, которые разделяют их ценности; в течение пяти лет эта доля вырастет до 77%. Запрос настолько серьезен, что традиционный критерий выбора, цена, отступает на второй план. Потребители даже готовы бойкотировать бренды, не разделяющие принципов устойчивости, говорится в исследовании. С другой стороны, компании демонстрируют встречное движение и также готовы доказывать свою приверженность «зеленым ценностям». В этой связи остро необходимо общее понимание того, что является критерием устойчивости. На этот вопрос и должен ответить предложенный документ.

По словам президента Лиги зеленых брендов Анастасии Поповой, это общее понимание призвано прежде всего изжить гринвошинг, то есть попытки некоторых компаний паразитировать на «зеленом» запросе потребителя и называть свои товары экологичными без каких-либо оснований.

«Мы ожидаем, что Национальный зеленый стандарт станет эффективным инструментом объективной оценки устойчивости „зеленых“ брендов и развития „зеленой“ экономики, поможет избежать гринвошинга, сократит появление недостоверных данных в публичном пространстве о социальной и корпоративной ответственности бизнеса. Члены и ассоциированные члены Лиги зеленых брендов принимали активное участие в разработке и апробации „зеленого“ стандарта, и мы благодарны Роскачеству за организацию эффективной работы с заинтересованными сторонами», — сказала Анастасия Попова.

В то же время честные компании, которые искренне стремятся соответствовать «зеленому» запросу, часто не понимают, в чем именно он заключается, а если понимают — им просто негде зафиксировать свои достижения, отметила замруководителя Роскачества Елена Саратцева.

«Стандартизация подхода к оценке устойчивости бренда позволит преодолеть сложившуюся ситуацию с многообразием методик и принципов ESG на рынке. Это дает возможность недобросовестным участникам рынка использовать отсутствие единых правил как конкурентное преимущество, лишь бы казаться устойчивой компанией. Стандартизация и последующая сертификация на принципы ESG сделает подобные манипуляции невозможными», — сказала Елена Саратцева.

Рынку необходим общий понятийный аппарат, который разделяли бы и потребители, согласна директор по устойчивому развитию бизнеса и корпоративным отношениям компании «Юнилевер» Ирина Антюшина: «Внедрение стандарта поможет российскому рынку ориентироваться на единую систему координат в области устойчивого развития, при этом критерии оценки, отраженные в стандарте, учитывают специфику для каждой отрасли».

Напомним, что первая редакция стандарта вынесена на публичное обсуждение 1 августа, обсуждение продлится до 1 октября. Принятие стандарта станет первым шагом к разработке Национальной зеленой стратегии и выработке системы оценки «зеленой» продукции. Такая система оценки будет принимать во внимание весь жизненный цикл продукта, от его производства до цепочек поставок и оценки климатической ответственности.

Автор: Лена Брессер
Фото: iStock