Пять советов о том, как не стать жертвой гринвошинга

И еще один — о пользе писем и жалоб

Отсутствие контроля, несовершенство законодательства и ГОСТов позволяют бизнесу в России штамповать лейблы «зеленая продукция» и «перерабатываемый», даже когда для этого нет оснований. По просьбе Plus-one.ru «Экологический союз» подготовил пять советов о том, как не попасться на уловки предпринимателей. Управляющий партнер агентства Living Lab Алена Юзефович призывает в случае сомнений в экологичности товара поднимать шум в соцсетях и обрывать «горячие линии».

Но сначала — рекомендации.

1. Выбирайте товары с надежными экомаркировками

Максимальную экологичность на всех этапах жизненного цикла — от добычи сырья до утилизации продукции — гарантируют экомаркировки I типа (по стандарту ИСО 14024 — прим. Plus-one.ru). На товарах в российских магазинах можно встретить такие знаки, как «Листок жизни», «Голубой ангел», «Северный лебедь», «Европейский цветок».

2. Проверяйте незнакомые значки на этикетке с помощью мобильного приложения Ecolabel Guide

Оно разработано экспертами «Экологического союза», члена Всемирной ассоциации экомаркировки (Global Ecolabelling Network), и содержит более сотни общепризнанных экомаркировок и отраслевых знаков. Скачать его можно в App Store или Google Play. Это бесплатно.

3. Спрашивайте у продавца или производителя подтверждение экологичности товара

Увидев на полке магазина продукт с этикеткой «эко», задайтесь вопросом, что она обозначает: экологический сертификат, заявление производителя или фантазию дизайнера упаковки.

4. Планируйте покупки

Этот совет поможет не только сберечь деньги, но и не попасться на удочку гринвошинга. Смотрите перечень сертифицированных товаров на сайтах экомаркировок — такой есть, например, у «Листка жизни».

5. Рассказывайте друзьям и знакомым о том, как товары маскируются под экологичные, не давайте им спонсировать безответственных производителей

Не забывайте повышать собственную экограмотность. Рекомендуем пройти образовательный курс бережного потребления «Экологического союза» и «Теперь Так» — он поможет разобраться в многообразии товарных маркировок, повысить экологическую культуру и получить новые практические знания.

Алена Юзефович изложила Plus-one.ru своеобразный манифест ответственного покупателя, способного изменить бизнес-модели целых корпораций.

«Отлично, если вы потратили время и теперь знаете, что такое гринвошинг. Но не надо считать, что если вы купили „зеленое“, а оно оказалось не таким, то вы дурак. Покупателям в предпраздничном настроении, в масках и с детьми на руках есть о чем подумать: дай бог, чтобы ценник не был переклеен и срок годности не был подменен. Да, важно, чтобы потребитель умел отличать экологичный товар, но это легко сделать в Швеции и сложно в России, с ее законодательством.

Поэтому я за то, чтобы покупатель, если у него есть сомнения, писал производителю на почту, звонил на «горячую линию», фотографировал этикетку, выкладывал ее в соцсетях и, отмечая компанию, спрашивал: «Эй, у вас тут написано, что это „эко“. А что именно тут „эко“, есть этому какие-то подтверждения?». Отмечайте блогеров, публичных людей в этом же посте — это прожекторы, и если предприятие будет обманывать, все это заметят.

Компании очень хорошо работают с каналами обратной связи, очень много денег и ресурсов тратят на их содержание. Я знаю множество брендов, которые публичный скандал заставил не просто исправить одну проблему, но и начать работу над устойчивым развитием. Внутри компании может и не быть понимания темы, собственной экспертизы, может сложиться ощущение, что это все какая-то ерунда, придуманная хипстерами. Но когда вы создаете обратную связь, тычете компанию носом в ... проблему, это может оказаться гораздо эффективнее бурчания в тишине. Внутри компании всегда есть люди, которые хотят двигать тему устойчивого развития, и вы даете им козыри в руки, чтобы они начали действовать. Мой проект по сбору батареек, запущенный восемь лет назад в MediaMarkt, начался с письма одной девушки. Она спросила: „Почему вы в Германии принимаете батарейки, а в России — нет?“. Колл-центр ничего не смог ответить, перебросил в пиар-отдел, где мы задались тем же самым вопросом. В итоге сейчас открыто 2,5 тыс. пунктов приема батареек по всей стране. И все благодаря тому, что девушка не поленилась и написала несколько строчек на электронную почту».

Записал Владимир Хейфец
Фото: iStock