О чем говорит экомаркировка

Объясняет эксперт Всемирной ассоциации экомаркировки из Швеции

Что означают экологические маркировки и какими они могут быть, «Лиге зеленых брендов» рассказала Ева Эйдерстрём, член совета директоров Всемирной ассоциации экомаркировки (GEN), руководитель департамента экосертификации и экопотребления Шведского общества охраны природы, представляющего в GEN маркировку Good Environmental Choice («Экологичный выбор»).

Экологических маркировок, «зеленых» торговых марок и логотипов — огромное количество. Потребителю самостоятельно разобраться в них сложно, а в ряде случаев — невозможно. Но доверять настоящим маркировкам нужно, за ними стоит труд независимых экспертов с хорошей международной репутацией. Они изучают продукцию по проверенным, надежным критериям. Например, смотрят, тестировались ли компоненты продукта на животных, использовалось ли при его производстве сырье из сертифицированных устойчивых лесов. Компания сообщает таким образом не только о приверженности философии устойчивого развития, но и о конкретном свойстве своего товара, дающем производителю конкурентное преимущество.

Пройдя многоступенчатую проверку, компания получает настоящую маркировку. Нужно научиться отличать ее от потока ложных значков и символов. Во многих странах до сих пор нет законов, препятствующих распространению необоснованных заявлений об экологичности продукции. Это создает широкое поле для ложных деклараций, для нанесения на упаковку доморощенных, никем не подтвержденных знаков.

Универсальные солдаты экосертификации

Наиболее универсальным гарантом качества и безопасности для природы и человека для большинства товаров и услуг является сертификация I типа (по жизненному циклу продукции). К такому типу относится маркировка Good Environmental Choice.

 

Жизненный цикл продукции — это все процессы: добыча сырья, производство, доставка, потребление, утилизация. Органы сертификации, рассматривающие весь путь товара или услуги, среди прочего, обращают внимание на то, какие вредные для человека и природы компоненты содержатся в составе, сколько выбросов загрязняющих веществ и парниковых газов произошло при производстве и транспортировке, может ли покупатель сдать товар или упаковку на переработку.

 

Экологическая маркировка на основе жизненного цикла товара разрабатывается не под конкретного производителя, а для всех компаний определенной отрасли. Универсальность и прозрачность критериев оценки вызывают доверие у потребителей. Но, к сожалению, возможности экосертификации ограничены, и нет такой маркировки, которая могла бы подходить абсолютно под все типы товаров и услуг на рынке.

Если производитель хочет получить экомаркировку I типа, его продукция должна пройти многоступенчатый анализ и соответствовать требованиям конкретного органа по сертификации. Заявления об экологичности будут контролироваться и перепроверяться раз в год.

Изменения производственных процессов в соответствии с критериями маркировки I типа могут потребовать значительных вложений. Но оно того стоит, поскольку это вызывает доверие и у потребителей, и у партнеров, а потребители все больше заботятся о качестве и чистоте покупаемых продуктов.

Как повысить популярность экомаркировки

На шведском и европейском рынках экомаркировки по жизненному циклу товара высоко котируются, влияют на массовое потребительское поведение. Кроме упомянутой Good Environmental Choice, это Nordic Swan, EU Ecolabel, TCO — все они участники Всемирной ассоциации экомаркировки (GEN).

 

Во Всемирную ассоциацию экомаркировки входит всего одна российская сертификация — «Листок жизни». Маркировка относится к I типу, то есть оценивает продукцию и услуги компаний по всему жизненному циклу.

 

Государство и НКО могут широко распространять качественную информацию о надежных экомаркировках, которым можно доверять.

Государство с помощью механизма госзакупок может дать производителям стимул для перехода на экологическую сертификацию, закупая только товары с экомаркировкой. Государство может субсидировать такую продукцию, снижать для нее НДС, вводить налоговые льготы для ответственных производителей, инвестирующих в новые технологии.

Автор: Евгений Аниськов
Фото: vhv.rs