«Компаниям важно воспитать разумных потребителей»

Глава Центра устойчивого развития бизнеса «Сколково» Наталья Зайцева — о том, готовы ли россияне к ответственным покупкам

Ответственное потребление постепенно становится нормой для наших соотечественников, но пока в этом вопросе Россию опережают Европа и США. Что предстоит сделать властям и бизнесу, чтобы исправить ситуацию, Лиге зеленых брендов рассказала Наталья Зайцева, руководитель Центра устойчивого развития бизнеса в Московской школе управления «Сколково».

— Что такое разумное потребление?

— Ответственные потребители — это те, кто при выборе товаров, помимо их цены и качества, оценивают социальную и экологическую стороны. Таких покупателей интересует, из чего произведен товар, можно ли переработать его и упаковку, тестировался ли он на животных, есть ли у компании повестка устойчивого развития (реализует ли она 17 Целей устойчивого развития, принятые 195 странами ООН на период до 2030 года.  Прим. ЛЗБ). Например, приобретая рубашку из 100% хлопка, ответственный покупатель отдаст предпочтение той компании, которая подтверждает происхождение сырья из ответственных источников и предоставляет возможность сдать одежду на переработку.

— С чего нужно начать, чтобы стать ответственным потребителем?

— С изучения производителей и их продукции. Можно начать с отдельных категорий товаров — продуктов, бытовой химии и так далее. Многие делают первый шаг к ответственному потреблению, изучая рынок здорового питания. Можно покупать продукцию в специализированных местах — например, в онлайн-экомаркете 4fresh или магазине товаров без упаковки Zero Waste Shop.

Сейчас перед потребителями стоит непростая задача — отделить по-настоящему ответственных производителей от гринвошеров, то есть многочисленных предприятий, маркирующих свою продукцию как экологичную, но в действительности не имеющих отношения к целям устойчивого развития. Людям необходимо узнавать, есть ли у компании сертификат об ответственном производстве продукции и программа устойчивого развития.

— Как отличить настоящую экомаркировку от липовой?

— У некоммерческого партнерства «Экологический союз» есть приложение Ecolabel Guide. Оно дает возможность проверить надежность экомаркировки и получить подробную информацию о товаре.

— Станет ли ответственное потребление популярным в России?

— Доля ответственных потребителей растет во всем мире, в нашей стране тоже. В 2019 году мы провели опрос во всех регионах РФ, и оказалось, что 34% граждан с той или иной регулярностью покупают ответственные товары и услуги. Но это именно потенциальные потребители, их решения зависят от ситуации — от доступности товара, времени на покупку и так далее. Тех, кто поступает так регулярно, лишь 10-12%. Но среди аудитории от 18 до 24 лет процент разумных потребителей выше.

— Какие компании можно назвать ответственными?

— IKEA использует сертифицированное сырье, размещает в магазинах рекомендации по ответственному образу жизни и в самой линейке товаров предлагает, например, контейнеры для раздельного сбора отходов и водосберегающие краны. Из российских компаний можно привести в пример X5 Retail Group, которая утвердила стратегию устойчивого развития, затрагивающую работу с поставщиками, ассортиментную политику и другие аспекты.

— Отстает ли Россия от других стран в переходе к ответственному производству?

— К устойчивому развитию мы идем с определенным лагом. Первыми этой темой стали заниматься глобальные компании, которые впоследствии воспитали и российских поставщиков. Но если пять лет назад повестка ответственного потребления не обсуждалась — не было профессиональных изданий, публикаций в СМИ, то сейчас все это есть. Поэтому бизнесу, на мой взгляд, важно понимать, что в России учет требований ответственных потребителей еще какое-то время будет конкурентным преимуществом, а затем станет обязательным условием для работы компаний. Впрочем, многие молодые бизнесы уже следуют этому тренду.

— Как государство может развивать ответственное потребление?

— Информировать потребителя и создавать для него инфраструктуру. Например, люди, которые раздельно собирают и сдают отходы в переработку, выдвигают более строгие требования к экологическому следу товаров. Кроме того, государству необходимо позитивно стимулировать бизнес к ответственному производству.

— В каких странах лучше всего с ответственным потреблением?

— Если говорить о том, когда человек с возможностью выбирать отдает предпочтение ответственному производителю, то в этом отношении лидируют Европа и США.

— Какие практики следует перенять России?

— Концепцию циклической экономики, которая включает возможности переработки и ремонта продукции еще на этапе дизайна. Это задает другой тип мышления и другие критерии логистики, упаковки, сырья. Сейчас в России есть отдельные примеры такого подхода, но ведь можно смотреть шире — на трансформацию в масштабах индустрий. Бизнесу очень важно воспитывать своего потребителя, объяснять смысл разумного потребления и формировать привычку покупать ответственный товар.

Беседовал: Владимир Хейфец
Фото: iStock