Исследование: бизнесу нужны единые отраслевые ESG-стандарты

Лига зеленых брендов презентовала итоги опроса МСП на Неделе Российского Ритейла

52% представителей российских МСП считают, что в России необходимы общие национальные стандарты и требования для всех отраслей, а 50% заинтересованы в создании национальных отраслевых стандартов и требований. Это следует из исследования «Интеграция МСП в повестку устойчивого развития и ESG», проведенного Лигой зеленых брендов совместно с аналитическим партнером — компанией IFORS Research — и постоянными интеллектуальными партнерами Лиги — компанией «Деловые решения и технологии», автономной некоммерческой организацией «Российская система качества» (Роскачество), — а также комиссией по социальному предпринимательству «ОПОРА РОССИИ» в мае 2022 года.

Результаты исследования представила на «Неделе российского ритейла» в Москве 9 июня руководитель Лиги зеленых брендов Полина Пахомова:

«По данным нашего опроса, на текущий момент 65% МСП России входят в цепочку поставок то есть являются поставщиками услуг среднего и крупного бизнеса и способны влиять на их ESG-риски. „Зеленая“ продукция в идеале предполагает соблюдение ESG-принципов на всем пути продукта — от производства до полки. Именно поэтому так важно оценить ситуацию с цепочкой поставок. Для этого Лига зеленых брендов совместно с компанией „Деловые решения и технологии“ разработала и еще в декабре 2021 года презентовала первую в России методологию оценки ESG-зрелости компаний из сектора малого и среднего бизнеса. Она призвана помочь крупному бизнесу оценить свои цепочки поставок на соответствие принципам устойчивого развития», — добавила руководитель Лиги зеленых брендов.

Елена Саратцева, заместитель руководителя Роскачества, выступившая модератором сессии, отметила:

«Понятие „зеленой“ продукции уже активно используется органами власти и производителями. Самое главное — это донести, чем полезна эта категория продуктов для здоровья и для защиты окружающей среды, до потребителей.

Что касается „зеленых“ полок, то торговые сети все более активно включаются в их формирование. Однако, ввиду небольшого количества „зеленых“ производителей, в основном на этих полках представлена линейка органических продуктов питания.

Президентом Российской Федерации в послании Федеральному собранию было поручено создать российский защищенный бренд экологически чистой сельхозпродукции.

Благодаря направленным действиям всех ветвей власти поэтапно создается система таких брендов. Уже без малого два года работает федеральный закон № 280-ФЗ „Об органической продукции“, а в марте вступил в силу федеральный закон № 159 „О сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии с улучшенными характеристиками“. Недооценивать роль этих законов невозможно. Уже создана инфраструктура этих сегментов рынка.

По сравнению с органической, перспективы развития „зеленой“ продукции гораздо масштабнее, так как в будущем эта категория будет охватывать больше продукции, чем органика. С момента вступления в силу ФЗ уже сертифицировано три производителя „зеленой“ продукции, и мы уверены, что цифра будет только увеличиваться».

О Лиге зеленых брендов

Лига зеленых брендов — объединение компаний/брендов, внедряющих в свои бизнес-модели принципы устойчивого развития. Лига — это одновременно методологический центр и коммуникационная площадка для бизнеса, на которой в рамках открытого диалога бизнес сможет найти оптимальные пути трансформации в текущей действительности в контексте устойчивого развития.

Лига зеленых брендов была создана в 2019 году. На этапе создания Лиги компания «Деловые решения и технологии» (ранее — «Делойт» в СНГ) разработала двухэтапную методологию оценки уровня ESG-зрелости для крупного бизнеса. На данном этапе методология передана Роскачеству и станет основой для разработки национального стандарта и «зеленого» сертификата.

В 2021 году компания «Деловые решения и технологии» также разработала для Лиги зеленых брендов методологию оценки уровня устойчивого развития для малого и среднего бизнеса (МСБ) в цепочке поставок. Перечень вопросов был подготовлен в том числе с опорой на публичные требования к цепочке поставок. Таким образом, методология вносит свой вклад в плавное внедрение ESG-принципов, а также в обеспечение сквозной интеграции темы устойчивого развития в цепочку поставок.

В апреле 2021 года Лига зеленых брендов также начала разработку методологии оценки климатической ответственности совместно с «КарбонЛаб» и компанией «Деловые решения и технологии». В дальнейшем эту методологию планируется положить в основу углеродного стандарта.

Сегодня Лига зеленых брендов включает порядка 30 компаний/брендов в статусе членов и порядка 25 компаний/брендов в статусе ассоциированных членов.